ego_drakonis

Categories:

Вечер воспоминаний. Оно 2 (It: Chapter Two) (2019). Авторские заметки

В свое время остался доволен выбором Джессики Честейн на роль взрослой Беверли. Казалось, что она-то точно сможет сохранить тот самый огонёк, что зародился в ее молодой версии (София Лиллис). По факту та же Эми Адамс могла справиться с этим ничуть не хуже, тогда и шутка про Лойс Лейн в первой части имела бы больший двойной смысл для фанатов DC Comics.
В свое время остался доволен выбором Джессики Честейн на роль взрослой Беверли. Казалось, что она-то точно сможет сохранить тот самый огонёк, что зародился в ее молодой версии (София Лиллис). По факту та же Эми Адамс могла справиться с этим ничуть не хуже, тогда и шутка про Лойс Лейн в первой части имела бы больший двойной смысл для фанатов DC Comics.

Всех тех, кто ожидал от сиквела того же, что было в первой части (а также 80% моего кинозала) спешу огорчить — «Оно 2» и близко по духу не приближается к фильму 2017 года. Более того, оно отдаляется от него настолько, что устами самих героев проговаривает: «Мы хотели забыть и забыли, как страшный сон». Конечно, речь идет не о великолепном качестве первого фильма, а о его событиях, которые изменили раз и навсегда самих персонажей, что, впрочем, тоже не является абсолютной истиной.

27 лет спустя мы застаем героев, практически не готовых вновь окунуться в тот кошмар детства: кто-то из них успешный страховой агент, кто-то знаменитый стендап-комик, кто-то глава крупной строительной компании, кто-то успешно вышел замуж и теперь создает свою линию одежды/аксессуаров к ней и т.п. Только подсознательно каждый из них «знал», что наступит этот день. Одни запирали эти мысли в суете повседневной жизни, другие — в алкоголе или каждодневном страхе. И только Беверли, познав Мертвые огни в первой части, в своих ночных кошмарах видела то, как умирает каждый из «Неудачников». И вот звонок от Майка, единственного, кто не покинул тот злосчастный город детства и помнил все до мельчайших подробностей. Пеннивайз вернулся...

«Оно 2» — довольно мрачный, медленный и, что мне особенно пришлось по вкусу, психологизированный последователь первого фильма. Картина с первых минут позиционирует себя, как отдельное произведение, только на всякий случай напоминая, чем все закончилось в прошлый раз. Не воспринимайте мои слова буквально: обе части «Оно» работают в очень тесной смысловой и темповой связке, невозможной друг без друга, но и людям, по каким-то фантастическим стечениям обстоятельств не ознакомившимся с приквелом, будет все предельно понятно. Для фанатской группы зрителей — приятные флешбэки, для остальной — краткий курс молодого бойца на полях сражений с инопланетной заразой.    

Повторюсь, главное что есть в «Оно 2» — это очень сильный психологический стержень, соблюдаемый картиной от и до. Произведение растет не столько вширь, сколько вглубь того, что происходит в действительности. Начинается все с любимого фрейдизма — Беверли подсознательно выбирает в мужья человека, который способен поднять на нее руку так (и теми же движениями в деталях), как это делал тиран-отец; Эдди выбрал в жены женщину, как пошутит Ричи, в «10 раз тяжелее его самого», отсылая к сильной привязанности к матери плацебозависимого героя, ставшей образцом для выбора спутницы жизни; ставший сценаристом и писателем Билл в своих страшных произведениях всегда делает негативные концовки, ощущая, что истинное зло его детства все еще живо и т.д. Такие моменты ярко подчеркивает неспособность персонажей отпустить свое прошлое. Самый важный и трудный шаг на этом поприще совершил Стэнли, но об этом я рассказывать не вправе, т.к. его поступки и слова показывают две стороны медали — слабость и силу, на которую только способен человек.

Дальнейшее выражение психологии проявляется в сохранении типичных психотипов личности и их особенностей, что как раз и отсылает к вышеупомянутому ироничному «люди не меняются». Ингалятор Эдди, заикания Билла, своеобразный юмор про мамок и половые органы от Ричи — все это всплывает именно в тот момент, когда персонажи попадают в знакомую среду и в знакомый круг общения. Маски спадают, роли меняются и перед нами уже старые добрые «дети Дерри».   

И вот тут на первый план выходит Пеннивайз с ключевой концепцией «личного ада для каждого». Детские страхи, мимолетные и навеянные недостатком опыта, сменяются взрослыми глубинными переживаниями, играть с которыми интереснее, приятнее, но сложнее, т.к. игроки уже не просто подростки. Ярче всего это продемонстрировать на конкретном примере. Толстячок Бэн уже не боится пасхи, крашенных яиц и сгоревших в страшном пожаре детей (историческая книга из библиотеки помогла сформировать образ), а вот комплекс безответной любви, страха перед первым шагом и собственным весом до сих пор гложет его. То же и с Бэверли: символизм страха и неловкости перед первыми менструальными циклами сменяется реальной проблемой «собственности» своего отца, который не отпускает героиню от себя даже после собственной смерти, заставляя ту быть более скованной и закрытой, чем она могла бы быть. 

Назвать изыскания хищного клоуна в этот раз революционными уже сложно, а вот изобретательными и умными — сколько угодно. Чем обе части «Оно» хороши, так это именно столкновениями со своими страхами и борьбой с Пеннивайзом. Никакие огнестрелы и холодное оружие не помогут, если ключ к победе/поражению лежит в тебе самом. Герои проигрывают сами себе и выигрывают у себя же. Все это настолько четко укладывается в еще одну параллельную идею сохранения энергии и материи (в фильме это выражается в законе сохранения формы), что невольно восхищаешься общей создаваемой картиной. Как кульминация развития этой мысли — монолог Стэнли во время Бар-мицвы (еврейское совершеннолетие). Отрицание ступени изменения и единство с самыми важными людьми в его жизни, которые были рядом, когда нужны были больше всего, трогают до глубины души и наполняют надеждой на то, что клуб «Неудачников» будет жить вечно вне зависимости от того, чем бы все не завершилось.

На самом деле эта мысль очень важна, и на нее делают особый упор ближе к самому финалу. Лица персонажей не раз совмещают в одних и тех же локациях и ситуациях, а новые и новые, не попавшие в первый фильм кадры  связывают воедино причины и следствия такого позиционирования. «Неудачники» в душе — «Неудачники» всегда. Такого эффекта удалось еще достигнуть и благодаря потрясающему актерскому составу, который добился аналогичного первому фильму эффекта — НИКТО не потерялся на фоне другого из центральных лиц. Самую малость провисала история Майка, но он в отличие от всех остальных Дерри не покидал, а значит его роль скорее ведущая, чем ведомая. Ценой за такое отсутствие в кадре стала традиционная кинговская тайна, открывающаяся в самый неудобный момент.

Главные герои сильно изменились, но типажи соблюдены верно. Больше всех похорошел Бэн, за него рад особенно - если признаваться Бев, то только сейчас. "Жар твоих волос — угли в январском костре. Я в нём сгораю..."
Главные герои сильно изменились, но типажи соблюдены верно. Больше всех похорошел Бэн, за него рад особенно - если признаваться Бев, то только сейчас. "Жар твоих волос — угли в январском костре. Я в нём сгораю..."

Если говорить вообще о кинговском наследии, то конкретно этот фильм близок ко всему тому, что в общей своей массе относят к стандартному фильму по Кингу. Долгие разговоры, рефлексии, поиски ответов, самокопания, множество персонажей и их точек зрения на ситуацию и финальное противостояние/принятие древнего зла (как повезет). Да, высокобюджетное, красивое, с нестандартными кадрами и пространственными перспективами, но очень знакомое по темному и тревожному духу. Первый фильм на этом фоне — луч слепящего света, комета, рассекшая небо своим всполохом, дух свободы 90-ых. Это видно в разнице в музыке (музыкальных хитов и запоминающегося сопровождения тут по-минимуму, всю атмосферу заполнят напряженные струнно-смычковые партии и депрессивные одухотворенные мотивы), в повествовании (совместный поиск ответов уступает на долгое время разрозненной параллельной встрече с внутренними демонами) и в более осмысленном подходе к представлению реальной угрозы «сокрушителя миров» и его генезиса.

Однако не стоит думать, что «Оно 2» — это беспросветное угнетение и подготовка к финальной борьбе (если ее не будет, все рано или поздно умрут и не доживут до следующей стадии цикла). В основной массе — да, но витает скорее отягощающее ощущение, чем реально тяжелое и неподъемное. Этот момент достигается за счет того, что в персонажах жив задорный юношеский дух, а следовательно, шутки и приятные отсылки к предыдущему фильму на месте хоть и не в таком количестве, как хотелось бы многим. Для меня такое положение дел кажется вполне адекватным: сделать из второй части «Оно» одну из двух крайностей (чистокровный хоррор или юмореску) было бы кощунственно. Взрослые проблемы, взрослая жизнь, взрослый фильм (обрядной оргии из книги так и не показали, а ведь это могло окончательно сломать грань стереотипов и ввести в трансовый мотив, но не осмелились авторы сделать что-то особенное). 

Приятно удивил сам мастер ужасов, сыграв камео продавца в антикварной лавке. Пара острых и значимых фраз в адрес героя Макэвоя, и уже ищешь дополнительные рычаги сюжета и внутренний подтекст. Его там может и не быть, но вдруг есть? Но одну действительно важную вещь Кинг успел сделать — представить финальный трейлер экранизации прямого продолжения «Сияния» прямо перед началом фильма. Ожидал еще послушать и про «В высокой траве» от Netflix, но, увы, будем ждать конца года сами.   

Что же мы имеем в итоге? «Оно 2» в естественном понимании смыслов куда менее непосредственно «фильм», чем первая часть. Художественность здесь расслаивается в скрытые подтексты человеческих жизненных драйверов, закладывающихся еще в самом детстве и влияющие на все дальнейшее существование. Психологический элемент «Оно 2» куда сильнее и важнее самой формы выражения картины, которая постепенно расцветает, начиная с середины фильма (зеркальные кабинка туалета и подземное убежище яркое тому подтверждение). Фильм раскачивается очень долго, что неудивительно при общем хронометраже в 2 часа 50 минут, и пробуксовывает лишь в самом начале (от показательной «казни» пары геев до завершения обеда в «Нефрите Востока»). 

Пеннивайза много, но, как и в первом фильме, при всех достоинствах игры Скарсгарда, есть в его образе что-то не дающее до конца осознать всю опасность и силу вторженца. Куда интереснее было наблюдать того самого клоуна без грима, где ужас медленно подбирается к желудку при виде его преображения. Зато изобретательности воплощения испытаний можно долго завидовать. Уникальные для каждого, почти реальные и логичные образы прошлого и настоящего создают серьезные проблемы перед героями, которые готовы оступиться каждую секунду. Особенно отмечу внутреннее терзание Билла и второе «поражение» в битве с Пеннивайзом (зеркальный лабиринт в Парке аттракционов), которое могло слишком фатально закончится для всех. 

Концовке «Оно 2» почти удалось выжать скупую слезу. Итог, подводящийся письмом Стэнли, слишком жизненный и слишком правдивый. Он оставляет и чувство ностальгии, и чувство расставания с привычным и закономерное начало новой главы. Было бы за что биться, а воины с горячим сердцем всегда найдутся. Главное верить, что все возможно, а летать, там внизу, мы будем в следующий раз.                 

                                            

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.