ego_drakonis

Categories:

Демоны бывают разные. Обзор "За гранью (Kyoukai no Kanata)"

Если вместо чувств продолжишь прислушиваться к здравому смыслу, никогда не обретешь истинного счастья.

(c) Хироми Насэ
Вот так и в жизни: ты спасаешь кого-то от самоубийства, а он/она спустя несколько секунд наносит удар прямо в сердце! Данная метафора в "За гранью" работает буквально

Рядом с простыми смертными веками обитают Ёму — существа, приходящие из самых темных наших желаний, из самых негативных воспоминаний и эмоций, из снов, где граница между реальностью и вечным хаосом тоньше всего. 

Одни Ёму агрессивны и злобны, порой, заставляют верить людей в истории о призраках и нечистой силе. Их форма может быть чрезвычайно уродливой, впору вспоминать представления о демонах в различных мифологиях, но видеть их могут только люди с особыми способностями, которые всю свою жизнь посвящают борьбе с Ёму. Пока существуют «демоны», существуют и Стражи Границ: в вечной борьбе добра и зла. Впрочем, к чисто идеологической стороне вопроса можно добавить и финансовую: после изничтожения Ёму остаются камни особой породы, содержащие в себе их силу, за которые у правильных персоналий можно получать огромные деньги (суммы доходят до нескольких миллион йен за штуку). На какие цели уходят камни у скупщиков, к сожалению, «За гранью» так и не поясняет, показав только варианты охраняемых зон для особо опасных случаев и способ поглощения силы Ёму из камня с помощью специального оружия. 

Зато существуют и другие Ёму — они вполне безобидны, куда более разумны, социальны, иногда даже умеют принимать форму человека и не имеют ничего против доброго соседства с homo sapiens. Одна из второстепенных Ёму, например, может принимать облик как человека, так и кошки, а другая — Кицунэ, лисы-духа леса с семью хвостами (до девяти пока что-то не сложилось увеличить).    

Главный герой «За гранью» особый случай: он и человек, и Ёму. Рожденный от любви крайне эксцентричной мамаши-человека и таинственного Ёму, о котором ни в 12-серийном сериале, ни в спешелах, ни в полнометражном фильме мы так и не услышим, Акихито Канбара приобрел одну уникальную особенность — он формально бессмертен. Если углубляться в детали, то мальчишка обладает чрезвычайно быстрой регенерацией. Сможет ли он восстановиться из молекулы так никто и не проверил, а жаль — тогда бы к аниме вопросов было бы на порядок меньше. Зато проверить бессмертие на прочность смогла «милашка в очках» Мирай Курияма — последняя представительница своего рода, владеющего силой управлять собственной кровью. Из-за такого дара Стражи относятся к подобному как к проклятию и особенно не жалуют, когда такие как Мирай не то что охотятся на Ёму, но даже находятся где-то по соседству.

Сила крови в действии. Разъедает не только ткань, но и органику

Акихито быстро надоедает, что недавно встреченная особа с розовыми волосами пытается каждый раз прикончить его после школы, и всячески пытается наладить контакт с Куриямой. Сделать это оказалось еще проще, чем строить планы: Мирай из-за постоянной материализации кровавого меча и применения способностей мучает анемия, с которой бороться приходиться единственным доступным способом — едой. Вечно голодная, неуклюжая, немного потерянная, Курияма сразу же очаровывает Акихито, но признаваться себе в этом герой не спешит, благо прикрыться своей страстью к очочкам всегда можно. 

Привычка Куриямы писать о том, как ее все не любят, в социальных сетях и на форумах явно свидетельствует о желании найти человека, принимающего все ее недостатки и достоинства такими, какие они есть

В своих фетишах он не одинок. Его близкий друг по литературному клубу Хироми Насэ без ума от своей младшей сестрички Мицке. Приписываемый куда более взрослой и надменной девушке «комплекс младшей сестры» ту сильно раздражает и заставляет с холодностью и не без осуждения признавать своего брата извращенцем с той же частотой, что и повернутого на очках Канбару. Литературный клуб, к слову, объединяет не только эту троицу, к которой впоследствии присоединится и Курияма, но и Нино — их преподавательницу в школе и куратора кружка по совместительству.

Реальная же деятельность клуба сопряжена, как можно уже догадаться, с контролем за активностью Ёму в регионе. Мицке и Хироми носят фамилию Насэ — самых влиятельной семьи Стражей, поэтому с них и спрос особый. Они и за Акихито приглядывают, чтобы другие Стражи не покушались на его жизнь, и общаются с Сообществом (аналог Совбеза ООН) через главу семьи Насэ — Изуми, и пристально следят за недавно прибывшей на их территорию Мирай, чтобы поддерживать так необходимую стабильность.

И странности Куриямы проявляются сразу же: убить Акихито она пытается, но самого обычного и слабого Ёму не решается. В чем же дело? Страх, отсутствие опыта или нечто куда более травмирующее, уходящее своими корнями в прошлое Мирай? Стараясь понять девушку, Акихито говорит ей, что она не одинока, что она не монстр, которым ее все считают, ведь он в некоторой степени такой же — полуёму. До поры до времени это так и остается словами, пока наружу не вырывается истинная сущность Акихито.

Вторая "половина" души Канбары обладает чудовищной силой, и с каждым ее проявлением вернуть Акихито к прежнему состоянию становится все труднее. Для этого Стражам приходится принимать помощь даже от Ёму

Беда не приходит одна, и возвращение Акихито в норму лишь полдела: на город надвигается чрезвычайно сильный Ёму — Тень пустоты, не имеющий материального тела. С Тенью пустоты не решают сражаться даже самые сильные Стражи и предпочитают просто переждать ее шествие сквозь город, но Курияма захочет встретиться с судьбой лицом к лицу. «Глупая девчонка!» — подумаете Вы, и будете только отчасти правы. Прошлое Мирай слишком многое смогло вобрать в себя, чтобы долгое время оставаться тайным... А дальше последует встреча с Сакурой, наступление Тиши, ослабляющей всех Ёму, не самый приятный посланник Сообщества — Фуджима, его тайный план и встреча с За гранью — Ёму, способному уничтожить мир. 

Если отклониться от темы, то интересен тот факт, что обычные люди не могут взаимодействовать с Ёму, а те могут захватывать их тела, управлять желаниями и в теории даже уничтожить физическую оболочку Вселенной. Стражи поддерживают необходимое равновесие такой несправедливости, но выглядит это крайне странно. Например, при разборках Стражей с Ёму Сообщество присылает «уборщиков», чтобы сгладить последствие разрушений (это не показано в аниме, но упоминается). Стражи также умеют ставить обереги, отводящие простой люд от мест обитания разумных Ёму и т.п. Но как скрыть факт возникновения огромной сферы в конце оригинальной истории, приводящей к значительным разрушениям в городе? Сферу-отражение мира люди, может, и не видят, но как объяснить остальное?

Спасаясь от разъяренной Сакуры, герои попадают во внутренний мир Тени пустоты, который тесно переплетается с воспоминаниями Мирай о детстве, проведенном бок о бок с Юи и Сакурой

Возвращаясь к истории, порассуждаем о ее общем создаваемом впечатлении. Наверное, впервые скажу столь крамольную для себя вещь, но «За гранью» так хороша там, где многие столь же обыденны и плохи — в повседневной части! Можно было заметить из предыдущих обзоров, что я не большой любитель именно повседневных тайтлов, в которых мало что происходит и рассматривается в основном бытовой/учебный срез. «За гранью» умудряется быть чрезвычайно милой во всех этих фетишах, бесконечной перебранке брата и сестры, происходящих фотосессиях в фотостудии Аяки и Аи, совершенно безумных открытках мамы Акихито и выстроенной логике движения от стеснения к любви и от осторожности к дружбе. 

Созданные Kyoto Animation персонажи умиляют своим задором, наигранными обидами, нежными отношениями и просто обыкновенной добротой. За строгостью и требовательностью Мицке определенно виднеется забота о близких и привязанность к дорогим для нее людям. За экспрессивностью и дуракавалянием Акихито чувствуется горячее сердце и ясный ум, не позволяющий сомнениям взять верх. Фетишизм Хироми не мешает ему быть одним из самых талантливых в его семье стражем Границы и чувствовать ответственность за каждое принятое решение, последствия которого может отразиться не только на нем, но и его семье. Оттого он требователен к себе, но мягок с остальными. Курияма несмотря на тяжелейшее прошлое пытается пойти вразрез с мнением общества и доказать, что ей плевать, что думает о ней общество. Главное — ее личное счастье и долг. Но иногда эти вещи не могут быть, увы, совместимы. 

Столь трепетное отношение у авторов и к второстепенным персонажам, коих и называть таковыми сложно из-за того, что на все аниме едва ли наберется с дюжину действующих лиц. Каждому из них отведется особое время, чтобы раскрыть все возможные стороны характеров, а для некоторых так и вообще определить роль несостоявшегося «Бога из машины» (Яёй Канбара — это просто нечто, даже в полнометражке ей удалось заронить особое зерно сомнения относительно ее места во всех историях и позволить увидеть за отчаянной домохозяйкой косплейщицей персонажа, знающего куда больше, чем все вместе взятые).         

Романтическая линия также не подкачала. Внутренние сомнения Мирай постепенно отходили на второй план уступая место теплоте признательности просто за то, что Акихито находился рядом. Ее знаменитое «раздражаешь» каждый раз приобретало все новые оттенки, пока окончательно не перешло в те самые заветные для многих три слова. Скованность не позволяла поцеловать Акихито даже во внутреннем мире, но сколь же велико было желание вернуть все как было, когда, казалось, привычный ход вещей будет нарушен и герои никогда больше не будут вместе! Все возможные жертвы были принесены, проверки пройдены, а справедливость восторжествовала! Почти... Впереди еще будет сюжет полного метра, но о нем чуть позднее.

Апогеем повседневной части «За гранью» можно без сомнения считать музыкальный номер идолов, исполненный на крыше школы в 6-ой серии, чтобы хитроумно победить одного особенного «фруктового» Ёму. В нем (номере, а не Ёме, куда ему до наших героев) была неповторимая пластика, пот и слезы тренировок и божественная песня! Раз есть возможность, почему бы ей не воспользоваться и не привести в пример этот отрывок, который после просмотра «Величайшего шоумена» я не могу воспринимать без восторга!    

Про характеры персонажей я уже упоминал, но в самом начале просмотра возникла небольшая червоточинка: Мирай при всей своей внешности и поведении на удивление хорошо владела боевыми приемами. Подобная «милота» резко шла на контрасте с ее умениями и я все никак не мог свыкнуться с таким положением вещей. Чтобы Вы приблизительно понимали о чем я веду речь, вспомните главного героя «Семи Смертных Грехов», который как бельмо в глазу мелькал на фоне всех прочих брутальных персонажей, исполняющих роль плохишей. Постепенно, конечно, это сгладилось после погружения в сюжет, но Мицке, несколько похожая на Мио из «K-On!», Изуми и Аяко Шиндо в плане женского обаяния импонировали мне куда больше. Мирай так и не стала для меня каким-то прорывным персонажем в этой области.

А теперь о наболевшем — о фэнтезийной части «За гранью». Как бы создатели не старались раскрыть мир аниме, фрагментарность восприятия никуда не уходит. Словно собранные воедино разные истории, события «За гранью» разбиваются на эпизоды, которые увязать друг с другом можно, но при большой фантазии. Фуджима как обладатель ультимативного оружия строит свои планы относительно семьи Насэ, Сакура в поисках мести Мирай слишком некровожадно ее реализует во время нашествия Тени Пустоты, на все это наслаивается Тишь и возможность уничтожения мира. Пока все спокойно и никто никого не хочет убить тайтл смотрится прекрасно: искренний смех и неподдельный интерес Вам обеспечен, но как только что-то начинает происходить, из ниоткуда является приступ зевоты, и ты с силой продираешься сквозь битвы и разборки с Ёму.

Построение барьеров - ключевое умение в сражениях с Ёму

Поставлены они неплохо, как и нарисованы, но нет во всем этом какой-то действительно значимой угрозы, ощущения эпичности. Создается впечатление, что каждый первый в этом мире владеет магией/особыми умениями и способен противостоять всему злу мира. Никто даже для разнообразия не может вот так просто умереть от огромного энергетического потока, прилетевшего прямо в лицо. Единственной панацеей от всего является кровавая сила Мирай, что впору начинать удивляться: «И как без нее вообще жили все это время?!».  

От любовных терзаний также начинаешь уставать к самому концу, столько раз эту мысль пытаются протолкнуть в нашу с Вами голову, и дело далеко не в самопожертвовании. Насильно мил не будешь, вроде бы что-то такое слышал от светлых умов, так и здесь: в тысячный раз смотришь на всесильность Куриямы и ее «Раздражаешь!» и понимаешь, что нового «За гранью» уже не предложит. Тайтл уперся в свой верхний предел, и 12 серий были скорее благой новостью, т.к. смотреть за магическими перипетиями еще n-ное количество эпизодов было бы уже физически невозможно. Основной сюжет закончился ровно тогда, когда этого требовалось. 

Далее последовали многочисленные ONA эпизоды. «За гранью: Плевать на чувства — я тебя засужу» довольно забавная интерпретация судебных заседаний, в которых основные персонажи обвинялись в неспособности признать свои существенные недостатки: кто-то в излишней любви к очкам, а кто-то в том, что до сих пор считает себя шестнадцатилетней школьницей, будучи взрослой женщиной. Один эпизод все же более взрослый и куда более грамотный со всех точек зрения — суд над Изуми. Здесь Вам почти шекспировская трагедия с гомерической комедией наперевес. Стоит ознакомиться с ней всем-всем-всем! Правда, в отрыве от сериала Вы мало что поймете, нужно все-таки с ним ознакомиться прежде, чем лезть во всевозможные спешелы.

А вот «За гранью: Мини-театр» я полюбил еще больше, чем предыдущую ONA. И все из-за пресловутой повседневности. Эти зарисовки вполне могли бы разбавить пресность магической заварушки и стать настоящим украшением сериала. Что эпизод детства семьи Насэ, что девичник, что душевные излияния Нино — прекрасные образцы приоткрытия завесы над тайной внутреннего мира основных действующих лиц. Как жаль, что они такие короткие и их так мало, смотрел бы часами!  

Далее по хронологии фактической (производственной), но не событийной следует «За гранью: Рассвет» — предыстория разворачивающихся событий, которая познакомит нас с тем, каким образом семья Насэ вышла на Акихито, зачем понадобилось забирать его из той глуши, в которой он обитал, и как Курияма узнала о своей основной цели. На эти события приходится смотреть совершенно по-новому, поскольку знаешь, что же последует в дальнейшем. «За гранью» практически полностью отбрасывает полуигрывые тона и полностью фокусируется на самом важном. Раскрытие мотивов, четкое представление о важности мероприятия и первые впечатления героев друг о друге. Начать бы основной сериал с этого, но как-то не сложилось. Нулевой эпизод слишком хорош собой: он не разбрасывается ложными обещаниями чего-то грандиозного, как в случае с основной историей, и требует к себе ностальгически-серьезного просмотра, где начинаешь понимать некоторые вещи, которые ранее оставались за кадром.

И наконец, «За гранью: Я буду рядом — Будущее»! Я был крайне удивлен, когда прослеживал градацию, в которой располагались все побочные истории. «Суд» и «Мини-театр» нисколько не портили общей картины, а кое-где даже органично бы вписывались в 12 серий оригинала. Затем последовал «Рассвет», превосходящий по логике событий практически все, что мы уже успели пережить. Его серьезность настраивала на особый лад, который... был на все 100% оправдан! 

«Будущее» стартует практически с того момента, на чем закончился последний эпизод «За гранью»: вернувшись в наш мир, Курияма не помнит ничего из того, чем она занималась раньше, и ни одного человека, который оказался вместе с ней на крыше школы. Акихито решает, что жизнь без Ёму и сверхъестественных сил будет для девушки лучшим решением, и не намеревается больше даже приближаться к ней и рассказывать что-то о прошлом, придумывая достаточно спорные обоснования того, как они оказались тогда все на крыше и почему он так рыдал, увидев ее.  

Но у «третьей стороны» на этот счет своя воля, и Мирай подвергается атаке неизвестного врага, способного вызывать тени-марионетки. Старые рефлексы мгновенно проявляются и наша кровавая воительница взмывает ввысь метров на шесть. Впрочем, через минуту ее друзья утверждают, что ничего такого не произошло и все, что они видели не больше, чем галлюцинация (никак тульпа?). Естественно, что Мирай не поверила и в самое ближайшее время обнаружила способность призывать меч из крови и даже управлять им с определенными успехами. Теперь у нее только два вопроса — кто она такая и неужели ее что-то связывало с Акихито?!

Узнавать, что ты необычный человек и раньше уже убивала, очень тяжело. Еще тяжелее жить с этим
Благими намерениями вымощена дорога в ад: не всегда то, что ты считаешь лучшим для человека со своей стороны, является таковым с его

Но едва найдя просвет в терзающей темноте прошлого, Мирай поражает таинственный Ёму-паразит и девушка встает буквально «на темную сторону». Теперь уже Акихито предстоит разобраться с транформациями Куриямы и доказать, что любовь сильнее страха смерти.  

На фоне этих событий происходит расследование с целью выяснения, кто же такой этот новый враг наших героев, что так отчаянно взывает к скрытому в подсознании Куриямы. С исчезновением Изуми дела семьи Насэ легли на плечи Хироми, который изо всех сил старается не ударить в грязь лицом, но многие Ёму, когда-то заключившие договор о сотрудничестве, обеспокоены сложившейся ситуации, приобретающей дестабилизирующие оттенки. В этих мельчайших чертах начинает проглядываться характер полнометражного фильма. 

С самого старта «Будущее» берет слишком серьезный повествовательный тон, который я с восторгом и принял. Теперь в кои-то веки можно говорить о полноценных темах, которые могут быть затронуты в том или ином виде. «Будущее» пытается вывести и формулу счастья, которая уникальна для каждого человека (про это есть прекрасный диалог, который навеял воспоминания о прекраснейшем советском фильме «Доживем до понедельника»), и показать, что перемены — это не всегда хорошо для тех, кто привык жить в спокойствии, и научить нас любить так, чтобы даже после смерти оберегать дорогого человека (этот момент после титров оставил ком в горле), и напомнить, что истории с хорошим концом — это не всегда приторные и набившие оскомину вещи, в которых нет ничего кроме духа глупейшего романтизма. Наоборот — они учат хотя бы надеяться на лучшее, большего и требовать глупо. 

Барьеры барьерами, а выкашивать всех направо и налево косой нереально стильно
... и эффективно, как было показано при наступлении Тиши

Последнюю мысль высказал Акихито где-то в конце 12 серии «За гранью», но я вынес ее именно в описание полнометражки, т.к. ее глубина, драматизм и реальность поднимаемых вопросов на порядок выше. «Будущее» — это то, чем могло стать «За гранью», но так и не стало. Бескомпромиссность все время куда-то улетучивалась, все новые и новые проблемы мешали поговорить о важном, а одна единственная доведенная до конца история и решенная проблема куда ярче запоминается, чем созданный авторами микс демонических вторжений и магических барьеров (тоже мне «Заградители»!).

«Будущее» ставит огромную жирную точку в конце повествования и делает всех персонажей окончательно родными. Насколько это возможно было сделать грамотно, цельно и эмоционально, было сделано. Здесь есть огромное море драмы, философии, рефлексии (она была знатно подпорчена в концовке сериала) и устоявшихся жизненных принципов. За героев наконец-то переживаешь, в их диалогах куда больше мысли, а создаваемая атмосфера напряжения и чего-то необратимого вот-вот прорвется за пределы экрана. Для всей линейки «За гранью» это качественная новая ступенька развития франшизы и ее закономерный финал с высоко поднятой головой. Но даже так некоторые вопросы остались без ответов и перешли в разряд риторических. На досуге попробуйте порассуждать, чем же является Яёй Канбара для самого Акихито? Чокнутая мама или нечто большее, относящееся скорее к метафизике Вселенной?      

Подведем окончательные итоги: как фэнтезийное произведение «За гранью» практически не может тягаться с более сильными оппонентами из-за не самой большой глубины фантастического сюжета. Из относительного нового мы познакомимся с миром Ёму и... по большому счету, на этом все и заканчивается. Как повседневная комедия, приправленная «особыми» обстоятельствами, «За гранью» расцветает, расправляет плечи и пускается в пляс (кое-где и по-настоящему). Качественно персонажи достаточно хорошо проработаны, что явно сказалось на их общем количестве, которого вполне оказалось достаточно, чтобы рассказать вполне себе «уютную» историю противостояния хороших и плохих. К сожалению, «серого» в мире «белого и черного» нет совсем, но «За гранью: Я буду рядом — Будущее» как может исправляет этот недостаток. Полнометражный фильм и дыры залатает, и подарит кучу переживательных моментов, и поговорит хотя бы с Вами без сюсюкания про долг и размер груди. 

"Когда я умру... Когда я умру, пожалуйста, сделай из моего тела кольцо. Я буду защищать все, что для нее дорого"
"Хорошо, обещаю"

На моей памяти не так много случаев, когда все дополнения и послесловия к сериалу оказываются на порядок лучше оригинального исполнения. Тайтл «За гранью» относится как раз к таким. Я бы на Вашем месте дал этому аниме свой шанс запомниться и перетерпел 12 серий, многие из которых не такие уж и плохие, честно говоря, а ворчать вслед уходящим поездам этти и гаремников будем в другой раз.           

Прослушать самые душевные композиции из «За гранью» можно по этой ссылке. Хикару Нанасе, композитор данного аниме, сотворил настоящее волшебство, поэтому будет просто варварством не прикрепить еще и полный саундтрек. Наслаждайтесь!


Текст обзора предоставлен проектом AniRaccoon - Озвучка Аниме | AMV | Новости. Мы привносим хорошее настроение в Ваши жизни; хотя бы на время серии любимого аниме! 


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.